Л.Толстой и Достоевский

В конце концов эти сомнения оформились в виде трех тезисов. Если нет высшего разума а его нет, и ничто доказать его не может , то разум есть творец жизни для меня. Не было бы разума, не было бы для меня и жизни. Как же этот разум отрицает жизнь. Или, с другой стороны: Разум есть плод жизни, и разум этот отрицает самую жизнь. А эти дураки — огромные массы простых людей — ничего не знают насчет того, как все органическое и неорганическое устроено на свете, а живут, и им кажется, что жизнь их очень разумно устроена! Но тогда убей себя — и не будешь рассуждать А живешь, не можешь понять смысла жизни, так прекрати ее, а не вертись в этой жизни, рассказывая и расписывая, что ты не понимаешь жизни

Лев Толстой. Арзамасский ужас

Михайловский, заключая разбор последнего произведения гр. Толстого"Хозяин и работник", обмолвился, как бы в раздумьи каком-то, несколькими замечательными словами, которые нам показались и новыми, и неожиданными в этом писателе. Но прежде, чем привести их, и чтобы объяснить их значительность, скажем два слова о том, к чему они относятся.

В работе дается философская характеристика смерти по Толстому на базе смерть, страх смерти, Бог, гуманизм, morals, good, life, death, fear of death.

Приступы патологического страха смерти Приступы страха смерти у него были еще в очень ранней молодости. Вспоминая свои ребяческие"умствования", уничтожившие в нем, как он выразился,"свежесть чувства и ясность рассудка" он уже и тогда переживал эти приступы болезненного страха смерти, вследствие чего он прибегал к покаянию, стегал себя по голой спине веревкою. Причину этих приступов он сам находил в"неестественно развившемся сознании".

По-видимому, эти приступы страха смерти в молодости были не так сильны. Позже эти приступы как мы увидим ниже принимали более тяжелый характер и составляли центр внимания Толстого. А именно, в году появляются наиболее тяжелые приступы патологического страха смерти. В году, при поездке в Пензенскую губернию для выгодной покупки нового имения, Лев Толстой останавливается в Арзамасе и там переживает приступ болезненного страха смерти, беспричинной тоски.

Он так описывает это переживание в письме к Софье Андреевне от сентября 69 года:

Удивительно хорошо бывает, когда ясно не то что поймёшь, а почувствуешь, что жизнь не ограничивается этой, а бесконечна. Так сейчас изменяется оценка всех вещей и чувств, точно из тесной тюрьмы выйдешь на свет Божий, на настоящий1. Ничто так не расширяет взгляда, не даёт такой твёрдой точки опоры и такой ясной точки зрения, как сознание того, что эта жизнь, несмотря на то, что только в ней мы можем и обязаны проявить свою деятельность, есть всё-таки не вся жизнь, а только тот кусок её, который открыт нашему взору2.

Мы говорим о жизни души после смерти. Но если душа будет жить после смерти, то она должна была жить и до жизни.

Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни." Нет смерти", говорит людям голос истины."Я есмь воскресение и жизнь;.

Садясь за написание критической статьи или рецензии, критик, прежде всего, должен забыть себя. Необходимо принять как Символ веры, что разбираемый автор отнюдь не обязан писать так и о том, как и о чём хотелось бы и написалось бы критику, если бы, конечно, он вздумал осчастливить мир собственными сочинениями на заданную тему. Долг критика - именно долг, а иначе нечего и браться за рецензирование - увидеть и понять автора, сродниться с ним, сорвать печать, хранящую его личность, надеть, по слову Ильина, авторские очки и уж только после этого позволить себе становиться судиёй.

Но даже став им, хранить себя от того, чтобы навязывать автору собственные взгляды и убеждения, упрекать его, что он не таков, как кто-то ещё. Став судиёй, разгадавшим тайну личности автора, понявшим, что именно движет его пером, критик вправе требовать от автора последовательности, верности себе и собственной доминанте. Даже языковые особенности автора, без привязки к его личности и движущему мотиву его творчества могущие показаться ошибочными, громоздкими или напыщенными, вдруг окажутся совершенно уместными, необходимыми и, пожалуй, изящными.

Труд критика - это не расплёвывание оценок, злобных или пренебрежительно-высокомерных, в зависимости от собственных писательских дел. Задача критика сродни режиссёрской - всякий раз обличая фальшь и отдавая должное, заставлять автора играть самого себя. Возможное противоречие между содержанием и формой умаляет произведение в целом, а пафос, не найдя должного выражения, не достигнет цели и не произведёт нужного впечатления.

И вот здесь-то настаёт время критика, задача которого - понять личность автора, разгадать пафос его творчества и оценить, сколь хорошо и доступно автор реализует пафос в произведении. Критика, столь равнодушная и предвзятая в оценке современников, нередко оказывается несправедливой и слепой по отношению к классикам, упрекая давно почившего автора в том, что он не оправдал читательских надежд.

И зачастую бывает, что безответный ныне классик был просто не в состоянии дать того, к чему вдруг обнаружили интерес потомки, по той простой причине, что его творческий пафос был иным. Нелепо, например, сравнивать Толстого с Достоевским, нелепо говорить о том, что писателю и мыслителю Достоевскому не хватает того, что есть у писателя и мыслителя Толстого - творческая мотивация их глубоко разнится.

Болезнь и смерть Толстого

Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти. Лев Толстой В этой статье про танатофобию — навязчивый страх смерти, одну из самых распространенных фобией в мире. Нет человека, который не боится смерти, но парадокс танотофобии заключается в том, что человек боится того, чего не знает.

Пока мы живем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, нас уже нет в живых. Но так ли это, не теряем ли мы, думая о смерти только негативно?

В году исполняется лет со дня смерти Льва Толстого. Издательство Для нескольких поколений Толстой стал символом русской классической .. вера, не похоже ли это больше на надуманную наивность и страх .

Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции. Десять лет, прошедших после отлучения от церкви, больной престарелый писатель противостоял натиску темных сил. Подошла осень года Кроме немногих доверенных лиц, никто в России не знал ни адреса, ни истинной причины, заставившей его покинуть насиженное гнездо. Четырехдневное скитанье, порой под проливным дождем, приводит великого старца на безвестный полустанок.

Болезнь, чужая койка, огласка Там, за стеной, один на один со смертью Лев Толстой. Все торопятся делать, что им положено в беде. Смятение отринутых им церкви и цивилизации. Затем роковая ночь, черная мгла в окнах.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни. (Л. Н. Толстой)/...

Толстой в юности, зрелости, старости Кто-то из психологов заметил: Не внешне, что вполне возможно. А в личностном плане.

Разбираемся, как на нас влияет страх смерти и что с ним делать, .. а бесконечна», — говаривал Лев Толстой. Люди всегда бредили.

Толстая написала 4 декабря года Т. Назвал он это нам: Об этом написала Т. Младший брат Ивана Ильича, также подтверждал мысль о том, что тот стал прототипом повести Льва Николаевича. Сорокапятилетний брат мой, чувствуя приближение смерти от гнойного заражения, сохранил полную ясность своего большого ума. Пока я сидел у его изголовья, он сообщал мне свои размышления, преисполненные величайшим позитивизмом. Мысль о смерти долго страшила его. Сохранились и личные упоминания Льва Николаевича о повести.

В письме от 20 августа года к Л. Я, кажется, рассказывал вам план:

Страх смерти

В Москве прошла выставка лошадей, в Петербурге — выставка международного садоводства и выставка племенного рогатого скота. Произошло явление Черниговской Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы и начались исцеления от неё. Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Убить себя сейчас же? К тому времени Толстой был уже прославленным писателем, счастливым отцом семейства и рачительным помещиком.

Казалось, ему нечего больше желать, недаром в одном из своих писем он высказал самое отважное человеческое изречение:

Именно в году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом. Страх напал на.

Видимо, он продолжал находиться в сознании. Н-ча произвела на меня сильное впечатление. Куда бы я в этот вечер ни пошел, везде передо мной, в моем воображении, вставало это страшное, мертвенно-бледное, насупившееся и с каким-то упрямым, решительным выражением лицо. Стоя у постели Л. Н-ча, я боялся смотреть на это лицо: Когда я не смотрел на лицо и видел только тело, жалкое, умирающее, мне не было страшно, даже когда оно билось в конвульсиях: Если же я глядел на лицо, мне становилось невыносимо страшно: Видно мала еще моя вера, если я боялся этого?

Поздно ночью приехал из Тулы доктор Щеглов. Но он уже не видал Л. Душан объяснил ему болезнь как отравление мозга желудочным соком. На вопрос наш о причине судорог приезжий доктор отвечал, что они могли быть обусловлены нервным состоянием, в котором находился Л.

3. Страх смерти

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни. Толстой Другие, напротив, любят здравый смысл: Наконец, третьи предпочитают в любой ситуации идти на лобовую атаку со своим страхом. Пусть будет самое плохое, наплевать! Мы должны использовать мысль, если хотим правильно оценивать ситуацию и не путать свою фантазию прогноз с реальным положением дел. Настоящее - то единственное, что подлинное существует, остальное же - игра памяти и воображения.

Толстой не был предан забвению. Пройдя через «арзамасский ужас» смерти, утрату многих родных и близких, страх перед смертью, Толстой в.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

О страхе смерти

На свои лекция Владимир Набоков использовал следующий прием. Он закрывал в помещении все шторы, добиваясь полной темноты. Так сейчас изменяется оценка всех вещей и чувств, точно из тесной тюрьмы выйдешь на свет Божий, на настоящий. Все сознаём свою жизнь без начала её. А если ей не было начала, то не будет и конца. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего.

Книга Л.Н.Толстого. Путь жизни. Заключение. Страх смерти и смысл жизни. Понять философию великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, .

Толстого Категория смерти в его религиозно-нравственной философии Вестник Московского университета. В его судьбу врывается трагедия. Следовательно, чем глубже человек постигал значимость своей индивидуальности, неповторимости, тем острее переживал движение во времени, объемнее осознавал трагизм стремительной силы мгновений, нивелирующий силу небытия. Стоит ли напрягаться, плывя в Никуда? Океан, состоящий из капель, велик.

Из пылинки слагается материк. Твой приход и уход не имеют значенья. Просто муха в окно залетела на миг Событие смерти интерпретировалось как переход в иной, лучший или худший, в сравнении с земным, мир, как феномен завершения земной, временной жизни, открывающий дорогу к жизни вечной. На протяжении всей истории культуры человеческому духу были присущи попытки преодоления страха смерти; смысл смерти, прерывающей нить бытия, так или иначе вытеснялся смыслом качественного преображения бытия.

Главный для него вопрос о смысле бытия неизбежно соотносился с проблемой жизни и смерти. Писатель стремился найти позитивный ответ на этот важнейший для него вопрос, но не находил его в научном знании. Тогда он обратился к"здравому смыслу", попробовал рассуждать от противного.

Страх смерти и смысл жизни

Чем оправдаемся мы в нашем новом преступлении?.. Почти десять долгих лет, прошедших после отлучения от церкви, больной, престарелый писатель противостоял натиску темных сил, опутавших паутиной самодержавного гнета и церковного мракобесия страну, близкий ему родной народ. Подошла осень года. Кроме немногих доверенных лиц, никто в России не знал ни адреса, ни истинной причины, заставившей его покинуть насиженное гнездо. Четырехдневное скитанье, порой под проливным дождем, приводит великого старца на безвестный полустанок.

Болезнь, чужая койка, огласка

повестями Толстого «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий» и «Хозяин и работник». . герои проходят три стадии - безверие и страх перед смертью, .

Видимо, он продолжал находиться в сознании. Н-ча произвела на меня сильное впечатление. Куда бы я в этот вечер ни пошел, везде передо мной, в моем воображении, вставало это страшное, мертвенно-бледное, Насупившееся и с каким то упрямым, решительным выражением лицо. Стоя у постели Л. Н-ча, я боялся смотреть на это лицо: Когда я не смотрел на лицо и видел только тело, жалкое, умирающее, мне не было страшно, даже когда оно билось в конвульсиях: Если же я глядел на лицо, мне становилось невыносимо страшно: Видно, мала еще моя вера, если я боялся этого!

Поздно ночью приехал из Тулы доктор Щеглов. Но он уже не видал Л. Дунган объяснил ему болезнь, как отравление мозга желудочным соком. На вопрос наш о причине судорог приезжий доктор отвечал, что они могли быть обусловлены нервным состоянием, в котором находился Л.

СТРАХ СМЕРТИ что за ним стоит?