Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды (1907)

Эта статья посвящается довольно щепетильному вопросу — вопросу религии. А, точнее, пользе и вреде религии для развития личности. Спешу сразу обозначить свою позицию по этому вопросу. Я не являюсь приверженцем ни одной из религий, но в то же время, не имею достаточно оснований категорично отрицать существование высшего разума, бога. В общем, я агностик, а не атеист. При этом я не причисляю себя к противникам вероисповедания, считаю, что в следовании религии есть как плюсы так и минусы. В этом вопросе сложно полностью избежать субъективного взгляда на вещи, но все же я постараюсь быть настолько беспристрастным, насколько это возможно, и попытаюсь рассмотреть как недостатки так и преимущества веры в бога в контексте развития личности.

Как побороть страх

Дополнительные соображения В определенном смысле можно сказать, что привычка — это вторая натура личностей с навязчивым развитием. Однако эти привычки отнюдь не воспринимаются как нечто мучительное и насильственное: Церемониал также имеет большое значение во многих областях социальной, общественной и религиозной жизни. В равной степени он необходим для обустройства нашего существования, внося в него порядок и гармоничность, регулируя наше поведение.

Лишь тогда, когда эти привычки и церемонии выступают в необычных формах и приобретают бессмысленный характер, мы можем говорить о навязчивых или насильственных явлениях.

Китайцы и корейцы считают страх проявлением энергии холода на уровне тела эмоций. Подавление страха подобно засеванию семян в землю.

Если, например, туземцы живут в страхе непредсказуемых извержений находящегося поблизости вулкана, их первым шагом к контролю над ситуацией является объяснение. Они могут, например, объяснить извержение вулкана как поведение раздраженного бога вулкана. Хотя внешние обстоятельства могли совершенно не измениться, их феноменологический мир изменен этим объяснением.

Более того — и это очень важно — они получают доступ к такому образу действий, который усилит их ощущение контроля: Содержанием религии может быть всё, что только возможно себе представить: Религия может быть осознаной, тогда люди отделяют систему своих верований от прочих светских систем. Также возможно, что люди, поклоняясь чему-то по сути как, например, власти, деньгам, успеху , будут отрицать, что они религиозны, считая, что они лишь действуют прагматично и в соответствии со здравым смыслом.

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем:

Подавление кажется самым легким способом избежать неприятностей. Религии эксплуатируют человеческий страх и склонность человека к эгоизму .

Вместо этих определений должно иметь место еще детальное ознакомление с самим состоянием, что до сих пор не удавалось; должно показать, вероятно, глубоко лежащий критерий навязчивого невроза, существование которого чувствуется во всех проявлениях последнего. Невротическая церемония состоит в маленьких обрядах, аксессуарах, ограничениях, порядках, которые проявляются при известных действиях в повседневной жизни или в постоянно одинаковом виде, или с определенными изменениями.

Точно таким же оно кажется самому больному; тем не менее он не в состоянии от него отказаться, так как каждое отклонение от церемонии наказывается невыносимым страхом, который вынуждает возобновить оставленное. Такими же ничтожными кажутся побуждения и действия, которые посредством церемоний приукрашиваются, затрудняются и во всяком случае замедляются, как, например, одевание и раздевание, укладывание спать, удовлетворение физических потребностей.

Можно описать исполнение церемонии, изображая ее в виде ряда неписаных законов. Так, например, при укладывании в постель: В таких случаях церемония похожа на утрирование привычной и законной любви к порядку. Помехи большею частью плохо переносятся; публичность, присутствие посторонних при этом почти всегда исключается.

Навязчивыми действиями в широком смысле могут сделаться любые действия, когда они приукрашиваются маленькими аксессуарами или делаются ритмическими посредством пауз и повторений. Большею частью навязчивые действия произошли от церемоний. Рядом с этим содержанием страдания являются запреты и препятствия абулии , которые собственно только продолжают дело навязчивых действий, - больному некоторые вещи вообще не разрешены, другие только при соблюдении предписанных церемоний.

Удивительно то, что как вынуждение, так и запрещение одно необходимо сделать, другое не должно делать вначале относится только к частной жизни человека, не касаясь долгое время его общественного поведения.

Как преодолеть страх, тревогу?

За это говорит название"церемонии", которыми обозначают известные навязчивые действия. Но это сходство, по-моему, не только внешнее, так что, проникнув в происхождение невротических"церемоний", можно было бы рискнуть по аналогии сделать заключение о душевных процессах, связанных с религиозностью. Люди, которые страдают навязчивыми действиями, или церемониями", а также и те, которые страдают навязчивыми идеями, представлениями, импульсами и т. Но не следовало бы пытаться своеобразие этого страдания выводить из его названия, так как, строго говоря, и другие патологические душевные явления имеют одинаковое право на так называемый"навязчивый характер".

Невротическая церемония состоит в маленьких обрядах, аксессуарах, ограничениях, порядках, которые проявляются при известных действиях в повседневной жизни или в постоянно одинаковом виде, или с определенными изменениями. Это поведение производит на нас впечатление простых"формальностей" и кажется нам лишенным всякого смыла.

На свете есть очень много религий, каждая из которых . Соблазн подавить тех, кто не хочет строить светлое царство силой, в этом . атеист же может сколько угодно без страха возвращаться к этой позиции.

Священник Георгий Чистяков 30 ноября г. Для любви в греческом языке есть несколько слов, с помощью которых люди выражают ее оттенки. Страх тоже бывает разный — от панического ужаса до благоговейного трепета. Какой страх приличен христианину, а какой показывает его духовную незрелость? Как отличить страх Божий от человеческих страхов? В религиозности очень многих людей сегодня очень заметное место занимает страх перед наказанием.

В советские времена вообще бытовало мнение, что верующие только потому и верят в Бога, что после смерти не хотят мучиться в Аду. Именно как страх перед адскими муками, которые ждут ослушников после их смерти, представляла православную веру атеистическая пропаганда. И надо сказать, делала это вполне профессионально. Художники тогда изображали на фресках и картинах Страшный суд, адское пламя, чертей, которые мучают грешников и с гнусным смехом влекут их в преисподнюю и проч.

Такого рода изображения можно найти практически в любом средневековом храме как на Востоке, так и на Западе. Именно тогда появилось и отсутствующее в Священном писании выражение Страшный! У нас не спросит Судия, как мы постились или как вычитывали правило, не спросит Он и о том, к какой Церкви мы принадлежали, какой символ веры исповедовали и как понимали тот или иной догмат. Однако в Средние века религия большинства разумеется, не вера преп.

Страх мистики и религии

Каждая религия боится женщины, поскольку каждая религия боится секса. Четверг, 24 Января г. Каждая религия подавляет секс, выступает против секса.

Как можно видеть из приводимого эссе Эйнштейна, в вопросах религии и ее Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, а также от подавления индивидуумов экономическими средствами.

Причем, все это тщательно скрывается от окружающих, насколько это возможно. И, если уж, большинство людей считают, что лучше не выносить на всеобщее обсуждение такие более или менее понятные фобические страхи, как боязнь высоты, или страх летать на самолете, то что тогда говорить о более экзотических фобиях? А главное, нередко и сам больной не понимает, что имеет психическое заболевание, объясняя свое состояние привычками, избалованностью, особенностями характера, даже собственной некомпетентностью, — чем угодно, но только не болезнью.

Известно, что с греческого фобия переводится как страх, испуг, боязнь. Но ведь состояние, в котором человек пребывает во время фобии, нельзя назвать страхом в обычном значении этого слова. Для диагностирования фобии необходимо, чтобы боязнь присутствовала постоянно, даже не обязательно проявляясь внешне, а затаившись где-то глубоко, где ее никто не может не то что достать, а даже увидеть!

Никто, кроме самого больного! Именно так и происходит в том случае, когда человек болен гедонофобией. Что это значит, и в чем выражается заболевание? В результате, перед нами пациент, который страдает навязчивым страхом любого наслаждения.

Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

Среди причин различных заболеваний, помимо других неблагоприятных факторов, называют и психологические особенности. Любая болезнь служит сигналом какого-то нарушения в системе, объединяющей разум, тело и эмоции. Можно ознакомиться с теорией о психологии болезней тела. Приведенные в таблице причины болезней — это подавленные чувства, а подавление чувств происходит по причине обмана самого себя.

Принято считать, что их всего четыре: страх, грусть, ярость и радость. Такие идеи можно встретить в религиозных сообществах, среди людей, К тому же отрицание и подавление злости дезориентируют нас.

Источник разума божественен, но разум, известный в мире вашего восхождения, вряд ли может быть предметом особого восхищения, тем более объектом обожания или поклонения. Созерцание незрелого и пассивного человеческого интеллекта должно вести только к смирению. Если бы вместо материальных тел вы были наделены духовными формами, то по многим свойствам личности вы были бы весьма близки к ангелам.

За исключением некоторых специфических эмоций, они испытывают те же чувства, что и вы. Единственное овладевающее вами чувство, которое им, в некотором смысле, трудно понять, — это унаследованный от животных страх, столь глубоко укоренившийся в сознании рядового урантийца. Ангелам действительно нелегко понять, почему вы с таким упорством позволяете своим высшим интеллектуальным способностям, и даже религиозной вере, подчиняться страху, отступать перед паническим ужасом и тревогой, лишающих вас человеческого достоинства.

Если преуспеете, сохраните ли устойчивое равновесие — уравновешенное и одухотворенное отношение — при каждом шаге в течение долгих усилий, направленных на преодоление оков материальной инерции и обретение свободы духовного существования? И весь религиозный опыт такого ребенка зависит от того, что преобладало в его отношениях с родителями: Рабам всегда было чрезвычайно трудно превратить свой страх перед хозяином в любовь к Богу.

Беспричинный страх — это великий интеллектуальный обман, жертвой которого становится развивающаяся душа смертного существа.

Как заработать деньги на страхе с помощью религии